Большой популярностью у детей пользуются домашние лабораторные работы, которые можно разделить
на исследовательские и работы по созданию самодельных физических приборов. Описания работ и
рекомендации по их выполнению ученики, как правило, получают от учителя в электронном виде,
иногда они рассылаются по электронной почте. Результаты обсуждаются на уроке, в случае необходимости
проводятся измерения параметров созданных устройств.
В случае исследовательских работ, таких, например, как изучение
электризации тел, отчеты могут быть выполнены в виде гипертекстовых документов, презентаций
Power Point или в виде видеороликов, в которых ученикам рекомендовано представить устный комментарий к проводимым экспериментам.
Допускается комментарий в виде титров к видеоролику.
Возможен и обычный текст, набранный в редакторе Microsoft Word, желательно содержащий фотографии или рисунки проведенных экспериментов.
Отчет обязательно
должен быть представлен учителю в жестко определенные сроки в виде электронного письма с вложением.
Ниже приводятся описания нескольких домашних лабораторных работ.
1. Измерение плотности в домашних условиях (7 класс)
- По этикеткам товаров. Разыскиваются в интернете или фотографируются этикетки товаров, на которых указаны два свойства товара - объем и масса.
По представленным на изображении данным рассчитывется плотность. В отчете приводится изображение этикетки и расчеты плотности. Пример отчета по
выполнению расчета плотности по этикетке можно посмотреть здесь
- С помощью имеющихся в доме приборов (кухонные весы, мерная кружка, линейка и др.) проводятся измерения массы и объема одного предмета.
В отчете представляются фотографии этапов измерения (или видеоролик) и проведенные расчеты плотности.
Пример отчета по выполнению домашней лабораторной работы можно посмотреть здесь.
2. Проявление атмосферного давления (7 класс)
Ученикам предлагаются две задачи с задачника Г.Н.Степановой и провести домашние эксперименты.
Тексты задач:
- Возьмите два одинаковых стакана, две одинаковые чашки или банки. Вырежьте из нескольких слоев бумажной салфетки кольцо,
внутренний диаметр которого чуть меньше, а внешний - чуть больше соответствующих диаметров сосуда.
Слегка смочите кольцо водой, наложите его на край одного из сосудов. В другой сосуд положите небольшой кусочек горящей бумаги и сразу
накройте им первый сосуд. Что вы наблюдаете? Спустя некоторое время после того, как бумажка сгорела, попытайтесь поднять верхний сосуд.
Что получилось? Объясните результат.
- Положите на дно блюдца монету и залейте тонким слоем воды. Сможете ли вы достать монету из воды, не замочив пальцев рук?
Как это сделать? Монету нельзя вынимать, например, пинцетом или подталкивать карандашом к краю блюдца.
Отчет рекомендуется представить в виде видеороликов. Примеры представленных отчетов:
Илья Любимов. 7 класс, 2007 год "Демонстрация атмосферного давления" Отчет о выполнении домашнего экспериментального задания.
|
Виктория Язовских. 7 класс, 2007 год "Как достать монетку с блюдца с водой, не намочив пальцы?" Отчет о выполнении домашнего экспериментального задания.
|
3. Изучение электризации тел (8 класс)
Инструкция
Оберните круглый карандаш металлической бумагой (фольгой) и осторожно снимите с карандаша
образовавшуюся гильзу. Подвесьте ее на шелковой или капроновой нити. Коснитесь гильзы
наэлектризованным телом, знак заряда которого вам известен. Затем наэлектризуйте другие
тела и, поднося их к гильзе, определите знак заряда этих тел (можно воспользоваться стеклянным
стаканом, пластмассовой линейкой, расческой и т.д.).
Примеры выполнения отчетов
4. Создание самодельной электрической батарейки (8 класс)
Инструкция
(документ Microsoft Word)
Демонстрация изготовленных устройств
|