Внеурочная деятельность

Проектная деятельность

Понятие метода проектов в разных педагогических изданиях трактуется по-разному. В работе Полат Е.С. определяет его как "способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом". Основное предназначение использования этой педагогической технологии - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующей интеграции знаний из различных предметных областей. Важно, что использование метода проектов помогает педагогам шагнуть за рамки поурочной системы, формирует дух сотрудничества в детском коллективе, способствует превращению ученика в активного участника учебного процесса и созданию совершенно иных личностных отношений между педагогом и участниками проекта.

В настоящей работе будет рассказано об игровом проекте "Музей физической игрушки" и об использовании возможностей цифровых лабораторий для выполнения исследовательских проектов, в том числе с применением видеоанализа, позволяющего получать количественные данные о движении по видеоролику. Игровой проект "Музей физической игрушки". В игровом проекте игрушки используются как инструмент познания физических законов. Основные участники проекта - ученики 7 класса. Экспонатами музея служат принесенные учениками детские игрушки и созданные ими самодельные физические демонстрационные приборы. Этапы проекта: 1. Урок игрушки, в котором участие принимают все ученики 7-х классов (время проведения - конец февраля или начало марта). 2. Экспериментальные задания для учеников 7 и 8 классов, результаты которых рекомендуется представить в виде видеороликов. 3. Домашние лабораторные работы для учеников 8 и 9 классов, отчеты к которым рекомендуется сопровождать видеороликами. 4. Собственно "Музей физической игрушки", в котором в качестве гидов участвуют по нескольку представителей от каждого 7 класса и несколько учеников-старшеклассников работают администраторами. Помимо экспозиции игрушек в состав музея входит своеобразный "видео-зал", в котором демонстрируются лучшие видеоклипы - результаты экспериментальных заданий и отчеты о выполнении домашних лабораторных работ. Отбор видеоклипов для финального просмотра ведут ученики-старшеклассники. Первый этап - "Урок игрушки". О проекте учитель рассказывает ученикам 7 х классов на первом уроке физики. В начале 3 четверти объявляется дата проведения урока игрушки и объясняется задание - представить игрушку, демонстрирующую какое-нибудь физическое явление, рассказать об этом явлении. На уроке игрушки ребята выступают с короткими докладами, показывая принесенные из дома игрушки. По ходу урока назначаются несколько учеников - гидов экспозиции класса в будущем "Музее физической игрушки". Гиды отвечают за оформление экспозиции, наличие поясняющих табличек с именами авторов "экспонатов", дают пояснения посетителям музея. Вместе с игрушками в музее выставляются самодельные устройства, выполненные по заданию учителя при прохождении тем "Закон Паскаля", "Сообщающиеся сосуды", "Атмосферное давление". Кроме стендов 7 класса, готовится экспозиция самодельных гальванических элементов, которую создают ученики 8-х классов по итогам аналогичной домашней лабораторной работы. Проект "Музей физической игрушки" в течение 6 лет ежегодно был реализован автором в школе 550 г. Санкт-Петербурга в рамках традиционного для этой школы "Дня проектов". В этот день, приходящийся на последний учебный день третей четверти, каждый учитель школы с заранее отобранной группой ребят представлял свой проект. В 2010 году "Музей физической игрушки" был организован в школе 138 г. Санкт-Петербурга. В рамках проекта кабинет физики школы целый день работает в режиме "музея" с заранее распланированными экскурсиями учеников 1-5 классов, в 2010 году было проведено 18 таких экскурсий. Кроме гидов, учеников 7-8 классов, в качестве администраторов в музее работают старшеклассники, в обязанности которых входит организация экскурсий учеников младших классов и демонстрация приборов из коллекции кабинета физики. Также работает видеоинженер, организующий конкурсный показ видеороликов физических явлений, выполненных учениками в течение текущего учебного года. Администраторы предлагают посетителям сделать запись в книге отзывов музея, проголосовать за лучшую игрушку и лучшего гида. В видео-зале посетителей просят проголосовать за лучший видеофильм. По окончанию работы музея администраторы должны подвести итоги голосования. По итогам голосования награды вручаются автору лучшего самодельного изделия, хозяину наиболее понравившейся посетителям игрушки, лучшим гидам и создателю лучшего видеоклипа. Обязанности директора музея берет на себя учитель физики. Таким образом, заключительный этап проекта оформляется как увлекательная ролевая игра. Видеоотчет о работе музея в 2010 году представлен на сайте автора в разделе "Видеофрагменты уроков": http://ifilip.narod.ru/kino.html#faq1. Следует отметить, что описанная схема работы музея легко может быть трансформирована. Например, в 2004 году в проекте школы 550 принимала участие и команда школы 206 города Санкт-Петербурга. Бывали случаи, когда в работе по проекту "Музей физической игрушки" принимали участие ученики младших классов. В 2006 году, например, в проекте участвовал ученик 5 класса Кузьмичев Иван, создавший авторскую экспозицию "Алиса в стране физики". Видеофильм об этой экспозиции в том же году был награжден дипломом II Всероссийской конференции школьников в Санкт-Петербурге "Основы эксперимента и моделирования физических процессов". Этот фильм можно посмотреть на сайте автора настоящего доклада в разделе "Публикации учеников": http://ifilip.narod.ru/publ.html. Исследовательские проекты. Учебно-исследовательская деятельность учеников является одной из важнейших педагогических технологий развивающего обучения, позволяющей увлечь ученика изучаемым предметом, раскрывающая его творческие способности. Использование цифровых лабораторий существенно расширяет тематику и увеличивает информационную насыщенность исследовательских проектов. В качестве примера можно привести проект "Сравнительное исследование режима работы энергосберегающих и обычных источников света", выполненный с помощью цифровой лаборатории "Архимед"" учениками 9 класса А. Лавреновым и А. Ротовым в 2008-09 учебном году. В рамках проекта с помощью датчиков тока, напряжения и освещенности были измерены кпд стандартных ламп накаливания (кпд около 3,5%) и энергосберегающих ламп (кпд около 10%). Используя светофильтры датчика цветности колориметра, было показано, что эти источники света отличаются по спектральному составу, причем наибольшая интенсивность излучения ламп накаливания приходится на красный диапазон спектра, а для энергосберегающих - на зеленый, в котором человеческий глаз имеет наибольшую чувствительность. Такое сочетание параметров приводит к тому, что свет энергосберегающей лампы мощностью 20 Вт воспринимается человеческим глазом столь же интенсивным, как и свет лампы накаливания мощностью 100 Вт. С тезисами этой работы можно ознакомиться на сайте VI Гимназических чтений г. Санкт-Петербурга: http://school-conference.narod.ru/2009/phys/138_Lavrov_Rotov.doc. Особое место среди исследовательских работ занимают видеопроекты, выполняемые в 10 классе при изучении механики. Для их выполнения класс делится на рабочие группы по 2-3 ученика, и каждой группе предлагается своя тема исследования. На первом этапе выполнения проекта ученики снимают видеоролики различных движущихся объектов, на втором этапе получают графики движения. На третьем этапе происходит обработка графиков и получение количественных характеристик движения. На четвертом этапе необходимо представить теоретическое описание исследуемого процесса и сравнить результаты расчетов с данными эксперимента. На завершающем этапе требуется представить отчет о выполненном исследовании в виде документа в формате HTML или презентации PowerPoint, и доложить свою работу перед классом. Частично создание отчетов происходит на уроках информатики. Лучшие доклады о проведенных исследованиях обычно представляются на конференциях, участвуют в конкурсах. Важно предложить ученикам для исследования темы, позволяющие связать явления окружающего мира с изучаемым в школьном курсе материалом. Так, при изучении механики в 10 классе условия некоторых задач можно смоделировать и воспроизвести на опыте. Например - легко смоделировать реактивное движение. Достаточно стоя на роликах отбросить от себя тяжелую сумку. Абсолютно неупругий удар легко воспроизводится в момент, когда ловишь, стоя на роликах, тяжелую сумку. Для регистрации опыта используется обычная видеокамера, временное разрешение при этом определяется частотой кадров. Количественные данные из видеофайлов можно получить, используя программу Multilab (программное обеспечение цифровой лаборатории "Архимед", Fourier System, Израиль) или программу Measure Dynamics (фирма Phywe, Германия). В работах [2,3] подробно описана последовательность действий оцифровки видеофайла с помощью программы Multilab, процедура оцифровки клипа в программе Measure Dynamics отличается незначительно. В тех задачах, в которых требовалась математическая обработка графиков (аппроксимация полиномами первой или второй степени, вычисление производной), математических аппарат программы Multilab оказался более удобным в использовании. Если в рамках проекта достаточно было провести измерения максимальных отклонений или измерить угол разлета двух тел, более удобным оказался аппарат программы Measure Dynamics. Выполнение исследовательских работ значительно расширяло представление учеников об изучаемых явлениях. Например, выполняя проект по изучению силы сопротивления воздуха при свободном падении тела, ученикам пришлось обратиться к курсу лекций МГУ [4], чтобы понять механизмы формирования лобового сопротивления. Приведенные примеры демонстрируют высокую эффективность метода проектов при большом разнообразии его конкретного воплощения, его использование в процессе изучения физики приводит к повышению детского интереса к преподаваемому предмету, способствует более глубокому его изучению.


Уроки физики:
 - мультимедийные сценарии уроков;
 - компьютерная лаборатория Philip Harris;
 - цифровая лаборатория "Архимед";
 - проверка знаний на уроке.
 - видеокамера на уроке.
 
Внеурочная
деятельность:
 - творческие задания;
 - домашние лабораторные работы;
 - ученические конференции;
 - проектная деятельность.
 - проекты видеоанализа.
 
 
 - в начало
 - новости сайта
 - публикации учеников.
 - кинозал
 - доска объявлений

 
 
Рейтинг@Mail.ru