Примерный план урока с использованием презентации "История телевидения" |
Урок начинается с краткого повторения материала предыдущего урока, на котором обсуждались основные принципы радиосвязи. Сравниваются скорости потоков информации в случае передачи звукового сигнала и в случае одновременной передачи звука и видеоизображения, оценивается диапазон частот (тем самым и длин волн), который может быть использован для телевещания. Новая тема начинается с обсуждения методов кодирования видеосигнала. В этот момент включается мультимедийные проектор, и дальнейшее изложение материала ведется в соответствии с последовательностью слайдов презентации. На первом слайде представлен схематический рисунок, поясняющий принципы организации механической развертки (диск Нипкова). На втором слайде представлены два рисунка,
поясняющие организацию передачи и приема изображения с помощью механической развертки.
Причем изображения появляются последовательно - сначала на слайде схема одного лишь передатчика,
затем появляется схема приемника. Изображения для первых двух слайдов взяты из книги Е. Седова
"Занимательно об электронике" (оцифрованы с помощью планшетного сканера). Затем учитель зачитывает
отрывок из указанной книги. В этом отрывке рассказывается о работе экспериментальной студии
телевидения в 30-х годах. Зачитываются отрывки из газетных статей того времени о курьезных
ситуациях, возникавших при использовании механической развертки, и обсуждаются неудобства
механической развертки: малое количество строк, гигантские потери света, низкое качество
изображения. После этого демонстрируется третий слайд презентации - фотография передающего
устройства с диском Нипкова, которая была найдена на одном из сайтов в сети Интернет.
На четвертом слайде представлено изображение первого телевизионного приемника с диском
Нипкова, сделанного на заводе им. Козицкого в 1934 году.
Это изображение найдено на сайте -
"Старое радио".
Пятый слайд знакомит с принципами работы современной
передающей трубки - иконоскопа, на слайде представлен рисунок, отсканированный с учебника.
На шестом слайде представлено изображение современной приемной трубка - кинескопа,
отсканированного с учебного диафильма.
На последнем, седьмом слайде презентации приведена
фотография одного из первых телевизионных приемников, использующих кинескоп.
Эта фотография
также найдена в материалах сайта "Старое радио".
Демонстрация каждого слайда сопровождается
объяснениями и комментариями учителя. Как правило, после просмотра презентации возникают вопросы о
передаче и приеме цветового сигнала, конструкции кинескопа для приема цветного изображения и т.д.
|