Примерный план урока с использованием презентации "Линзы"

Урок начинается с введения понятия линзы. Дается определение, вводится понятие сферической линзы, главной оптической оси, понятие тонкой линзы. При этом рассматривается слайд 1 презентации.

(приведенные на 1, 2 и 6 слайдах рисунки взяты с компакт-диска дидактических материалов УПМ СПб). Обсуждаются разные виды линз, различающиеся по форме преломляющих поверхностей. Вводятся понятия собирающей и рассеивающей линз. Пользуясь рисунком, приведенном на слайде 2, учитель вводит понятие фокуса линзы.

Далее рассматриваются вопросы построения изображения в линзе. Для этого используются слайды 3-5. Для создания этих слайдов были использованы изображения, взятые с сайта "Абитуриент".

Для построения изображения в собирающей (слайды 3 и 4) линзе предлагается использовать основные лучи, ход которых хорошо известен. По нумерации слайда 3, первый луч - до линзы распространяется параллельно главной оптической оси линзы, после линзы проходит через задний фокус линзы.

Второй луч проходит через оптический центр линзы и не меняет направление распространения. Третий луч - до линзы проходит через передний фокус линзы, после линзы распространяется параллельно главной оптической оси.

На слайде 4 приведена аналогичная схема построения изображения в собирающей линзе в случае мнимого изображения.
На слайде 5 приведена схема построения изображения в рассеивающей линзе.

Учитель подчеркивает, что луч 1 в данном случае после преломления в линзе меняет свое направления распространения таким образом, чтобы его продолжение проходило через передний фокус линзы. Второй луч - как и в случае собирающей линзы - при прохождении через линзу не меняет своего направления распространения.

Слайд 6 используется для вывода формулы тонкой линзы. Учитель дает задание ученикам построить изображение в собриающей линзе. Например, задание может звучать следующим образом: построить изображение в собирающей линзе с фокусным расстоянием 2 см предмета высотой 1 см, находящегося на расстоянии 3 см от линзы. При этом ученикам предлагается последовательно использовать все три луча. Тем самым отрабатывается понятие основных лучей. Далее, сравнивается построенное изображение с рисунком на слайде. Вводятся обозначения d - расстояние от линзы до предмета, f - расстояние от линзы до изображения. Из анализа подобных треугольников, получившихся при пересечении главной оптической оси лучами 1, 2 и 3, выводится формула тонкой линзы, вводится понятие увеличения линзы и выводится формула для его расчета. Далее ученики получают карточки с домашним заданием. Как правило, домашнее задание предполагает построение изображения в линзе и сравнение построения с расчетом по формуле тонкой линзы.


 
Используются технологии uCoz